Патронажная служба Каритас

Галина Ильинична родом из Кирова. Отучилась в медицинском училище на медсестру и посвятила этой профессии всю жизнь. В Петербург переехала в начале 80-х, работала в больнице. О «Каритас» узнала случайно: в 2005 году ее подругу с детьми-инвалидами бросил муж, и та обратилась в патронажную службу от безысходности. Галина Ильинична вспоминает, как долго вчитывалась в брошюры. Подумала тогда: «Здесь моя помощь пригодится». Три года была волонтером: носила лежачим пациентам на дом еду, памперсы и пеленки.

Потом директор пригласил в штат. И уже 13 лет в «Каритас» Галина Ильинична нарасхват, ей звонят по любому поводу: нет ходунка, нужно снять спастику, убрать пролежни. Она помнит всех пациентов.

— Я плакала, когда удалось 91-летнюю бабушку поставить на ноги после инсульта, — Галина Ильинична говорит так, как будто поет колыбельную: протяжно и мягко. — У нее был пролежень пятой степени, это когда кость видна. После второго инсульта она умерла. Но ведь о человеке нужно заботиться, даже если он умирает.

В кабинет заходит вторая медсестра центра, Ольга. Она пришла в свой выходной, чтобы промыть инвалидные кресла — в понедельник их передадут уже другим пациентам.

— Я тут пообщалась с одной сиделкой, — рассказывает Ольга. — Она даже не знала, что есть опора для спины! Что такое изобрело человечество! Некоторые из них брезгуют менять памперсы. Мы — нет. Человеку должно быть комфортно

Медсестры учат родственников правильно ухаживать за больными. Когда в семье случается беда, близкие впадают в депрессию, теряются.

— Они совсем не знают, что делать, — продолжает Галина Ильинична. — Если у человека перелом шейки бедра, это еще не конец. Если за ним правильно ухаживать – он встанет.

Для обучения на этаже есть просторный зал, где проводятся теоретические занятия с близкими пациентов. Практика проходит на складе. Там есть специальные стулья, прикроватные туалеты, сиденья на ванную, подушки, клеенки, кремы. В центре стоит кровать. На ней Галина Ильинична показывает, как правильно переворачивать больного с помощью скользящей простыни: «Человека не нужно поворачивать как бревно».

Пациенты службы по возможности помогают друг другу и патронажной службе: приносят в «Каритас» вещи и еду.

— Бывает, звонят: «Помните меня? У нас горе: мама умерла. Могу отдать коляску и противопролежневый матрас». Так и переходят вещи. Иногда пациенты обмениваются номерами телефонов и уже без меня договариваются.

Несколько лет назад Галина Ильинична собралась уволиться и ехать в Кировскую область ухаживать за матерью, которую разбил инсульт. Но не успела. Мама умерла.

Родственные души

Во второй половине дня мы снова садимся на автобус и едем до метро, а оттуда в район Славянка. Галина Ильинична опять несет пакеты.

Дверь открывает молодая женщина Юля. В маленькой комнате на кровати неподвижно лежит ее муж Сергей Карчеменко: руки сложены на груди, на шее — цепочка с крестиком.

В углу комнаты икона и верба, на зеркале — сердечко, поздравление молодоженам. У окна — вертикализатор (устройство для реабилитации) и специальное кресло, которые в «Каритас» дали семье на время.

13 лет назад Сергею поставили диагноз — рассеянный склероз. Еще через четыре года он получил сильный ожог, после чего болезнь начала прогрессировать: отказали руки и ноги. Так он оказался в инвалидной коляске. С Юлей они познакомились полтора года назад на сцене: Юля — актриса, а Сергей — режиссер. Почти сразу поженились. «Родственные души», — смеется Юля. Действительно, чего тут долго ждать? Несмотря на болезнь, основали свой театр «Открытые двери».

Галина Ильинична опускается на колени и закатывает рукава.

— Сергей, у вас более скованны ноги. Правильно, да? — напевно спрашивает она.

Сергей молча кивает и смотрит в потолок.

— Можно, я попробую ноги присогнуть? — не дожидаясь ответа, Галина Ильинична аккуратно сгибает правую ногу, направляет в сторону.

— Юля, посмотрите, спастики нет такой сильной, меньше стало. Это ваша заслуга с Сергеем, — делится наблюдениями Галина Ильинична.

Она проделывает с Сергеем упражнения и подробно комментирует: никаких резких движений, обязательно поддерживать рукой. Предлагает Юле сделать то же самое.

— Юля, положи кисть под мою, чувствуешь, как мягко, скованности нет. Амплитуда, Юля, отлично! Сергей, прекрасно! — подбадривает Галина Ильинична.

Юля медленно ворочает правое и левое плечо.

— Давай, крутись, — шутя говорит Юля мужу.

Юля приглашает нас на чай. Эмоционально рассказывает про начало их с Сергеем совместной жизни:

— Я же никогда не сталкивалась с инвалидами. Сама пыталась перемещать Сережу, сажать в ванную, туалет. Сорвала спину. Боялась просить помощи у чужих людей, а родственники все работали. Но когда встретила Галину Ильиничну, жизнь изменилась. Теперь мой муж может с небольшой помощью есть рукой. Для мужчины ведь это очень важно.

Сейчас у Юли хватает времени даже на театр: «Каритас» дал им подъемник, и она может без труда покормить и помыть мужа.

Галина Ильинична восхищается парой: «Как они любят друг друга! Ну как же не помочь таким людям?!»

— До среды! — прощается Юля.

— До встречи, Юля, — Галина Ильинична машет рукой, стоя у лифта.

 

Патронажная служба «Каритас» работает в десяти регионах по России. Сотрудники службы готовы помочь в любую минуту, приехать на дом, дать консультацию и научить родственников правильно ухаживать за больным.

На работу патронажной службы нужно больше восьми миллионов рублей. Уже собрано почти пять с половиной. Каждое ваше пожертвование поможет Юлии и Сергею не впасть в отчаяние, справиться с бытовыми проблемами.